Среди всего многообразия тормозных колодок разных ценовых категорий, марок и составов фрикционного покрытия довольно трудно определиться с выбором. Зачастую при покупке ограничиваются просто "шоб встали как тут и были" или спрашивают на форумах/ у соседа по гаражу "а какие лучше" и получив ответ "Nissin, Ferodo, Brembo...", идут в магазин и покупают колодки "которые подешевше дайте".
На сегодняшний день колодки можно подобрать с учетом стиля езды, температурных режимов , взаимодействия с тормозным диском и т.д. Мы постараемся как можно подробнее описать каждую группу отличий, а в конце приведем пример обозначений на реальной колодке.
ВИДЫ ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК
Фрикционная накладка - эта та часть колодки, которая прижимается к тормозному диску (барабану), основное их отличие - состав.
1) ПОЛУМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ (30-60% металла в составе). Обозначение на упаковке semi-metallic
Полуметаллические колодки изготовлены наполовину из металла, в виде нарезанной стальной проволоки, порошка железа, графита, меди и других неорганических веществ. В состав включают модификатор трения (графитовый композит), обеспечивающий связь между компонентами. Колодки отличаются долговечностью и отличной теплоотдачей.
Преимущества:
- низкая стоимость;
- отличная теплоотдача.
Недостатки:
- быстрое изнашивание накладки;
- и высокий уровень шума в виде скрипа;
- плохая работа при низких температурах;
- быстрое изнашивание тормозного диска из-за наличия металлов в составе.
2) ОРГАНИЧЕСКИЕ (Non Asbestos)
Органические колодки изготавливаются на основе графита, полимеров и других материалов, которые способствуют повышению степени трения.
Преимущества:
- практически бесшумны;
- бережны в отношении тормозных дисков.
Недостатки:
- не рассчитаны на длительную работу при высокой температуре;
- сильно пылят;
- быстро изнашиваются.
3) НИЗКОМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ. Обозначение на упаковке - sintered.
Те же органические накладки, но с добавлением металлов (стружка, пыль меди или железа). Являются симбиозом между полуметаллическими и органическими колодками. По сравнению с органическими улучшился коэффициент трения, теплообмен, долговечность, увеличился издаваемый шум, увеличился износ тормозного диска. Прочность по сравнению с неметаллическими накладками ниже и пыли выделяется больше. В общем довольно неплохой результат.
4) КЕРАМИЧЕСКИЕ
Самый прогрессивный тип накладок, их основа - керамические волокна. Состав может содержать небольшое количество металической пудры.
Преимущества:
- легкость конструкции;
- почти не пылят;
- минимальный износ тормозных колодок;
- коэффициент трения вдвое выше, чем у классических полуметаллических колодок;
- почти бесшумные.
Недостатки:
- стоимость;
- труднодоступность;
- высокая температура начала работы (тормозные диски должны быть горячими)
Определить к какому типу относится колодка лучше всего по характеристикам производителя по конкретным моделям, т.е. перед походом в магазин.
ВИДЫ КОЛОДОК ПО ТЕМПЕРАТУРНЫМ РЕЖИМАМ
Единых жестких стандартов в этой классификации нет, но порядочные производители придерживаются следующих обозначений:
- черные колодки. Самые обычные колодки для повседневной езды. Рабочий диапазон температур - до 400°C;
- зеленые колодки. Чуть более агрессивная езда по городу. Рабочий диапазон температур - до 650°C;
- красные, золотые тормозные колодки. Для спортивных и гоночных мотоциклов. Максимальная рабочая температура - до 750°C;
- желтые, голубые или синие колодки. Используются в тяжелых дорожных условиях, трековые гонки, кольцо. Максимальная рабочая температура - до 750°C;
- оранжевые колодки. Трековые колодки. Максимальная рабочая температура - до 1000°C
ВИДЫ КОЛОДОК ПО КОЭФФИЦИЕНТУ ТРЕНИЯ
Так же колодки подразделяются по такому важному параметру как коэффициент трения. Чем он больше, тем тормоза схватывают резче и усилие, прилагаемое к тормозному рычагу/ручке, меньше. Не стоит забывать о том, что при разных температурных нагрузках коэффициент трения будет разный, поэтому производители указывают оба значения коэффициента трения - "на холодную" и при прогретых тормозных дисках. Обозначения коэффициента трения приведены в таблице ниже. Данные обозначения применимы для метода тестирования SAE (американский стандарт).